Случай из практики - физическое влияние стресса
26-летняя пловчиха жаловалась на значительное усиление нервозности перед соревнованиями, которое проявлялось неприятным ощущением в области желудка и мышечным напряжением. Симптомы усиливались по ночам, когда она собиралась уснуть, а также непосредственно перед заплывом.
Если некоторая степень возбуждения необходима, чтобы показать максимальный результат, то чрезмерное возбуждение может привести к очевидному провалу. Целый ряд методов можно использовать, чтобы помочь спортсменам расслабиться.
Глубокое дыхание. Сидя в расслабленном положении, выполните медленный и глубокий вдох в течение 5 с, задержите дыхание и сделайте выдох в течение 5 с. Очень важно, чтобы при этом растягивались мышцы живота. При выполнении этого упражнения внимание должно быть сконцентрировано на пупке.
Прогрессивное мышечное расслабление. Можно использовать два вида прогрессивного мышечного расслабления: активное, которое легче выполнять спортсменам, не имеющим опыта мышечного расслабления, и пассивное.
Активное прогрессивное мышечное расслабление:
- сядьте, лягте, чтобы вам было удобно;
- дышите глубоко;
- сокращайте мышцы и удерживайте напряжение на счет 2 - 3;
- расслабьтесь;
- повторите этапы 3 - 4, включая различные части тела (голень, бедро, туловище, руки, шея, мышцы лица);
- встаньте, встряхните руки, ноги и стопы;
- сконцентрируйтесь на ощущении расслабленности.
Точно так же выполняют пассивное расслабление, только вместо команды напряжение - расслабление используют команду расслабление.
Медитация. Медитация представляет собой пассивный метод, сочетающий дыхание и мышечное расслабление с ключевым словом или манерой. Спортсмен выполняет дыхание (как описано выше) в положении лежа или сидя. Пассивно расслабляясь, повторяет ключевое слово или фразу.
Психологическое влияние стресса
20-летняя баскетболистка неудачно выполнила первый из двух штрафных бросков по кольцу. До конца матча оставалось 6 с, и ее команда уступала соперникам всего одно очко. Чтобы выйти в следующий круг соревнований, команда спортсменки должны была выиграть этот матч. Тренер взял тайм-аут, а спортсменка начала беспокоиться по поводу последствий своего промаха: Я не могу подвести свою команду, я не могу сейчас промахнуться.
В данной ситуации у спортсменки произошло смещение внимания с внешнего задания на внутреннее. Вполне очевидно, что если спортсменка будет концентрировать свое внимание на возможной неудаче, то не сможет выполнить точный бросок. Восстановить положительную и более эффективную структуру мышления поможет следующий прием.
Отключение мыслей ключевое слово наложение образа. Спортсмен должен, прежде всего, осознать наличие отрицательных мыслей и мысленно сказать себе: Стоп. После устранения отрицательных мыслей спортсмен использует ключевое слово и визуализирует положительный образ (наложение образа). Например, баскетболистка может использовать ключевое слово ритм и затем создать положительный образ точного выполнения штрафного броска.
Реконцентрация и достижение цели
Случай из практики - отрицательные факторы, не связанные со спортивной деятельностью
Прибыв в олимпийскую деревню, команда гребцов обнаружила, что им потребуется ехать на автобусе около 80 мин, чтобы добраться до места проведения тренировочных занятий и соревнований. Это оказалось несколько неожиданным для спортсменов, которые, как правило, проживали рядом с местом проведения тренировочных занятий.
Ключом к быстрой реконцентрации в подобной ситуации является наличие хорошей перспективы. Предвидение подобных ситуаций тренером и планирование реакций - важные компоненты процесса подготовки спортсменов.
Планы реагирования. Хорошо подготовленные спортсмены имеют специальные планы реагирования на возможные непредвиденные ситуации. Непосредственно перед Играми спортсмены, тренеры и обслуживающий персонал должны проанализировать всевозможные непредвиденные ситуации и определить наиболее эффективные способы реагирования на них.
Положительное интерпретирование. В нашей ситуации вместо того, чтобы расстраиваться по поводу длительного путешествия, гребцы могут использовать его для обсуждения командных действий или для психологических воздействий на спортсмена.