Эмоциональное состояние женщины после родов

Проанализируем, насколько важно настроение кормящей мамы. Любой положительный опыт материнства немыслим без грудного вскармливания, он обогащает жизнь матери и мироощущение самого ребенка. Мир людей, давших жизнь, и сама начинающаяся жизнь во многом обретают созвучие благодаря нежной и уверенной силе грудного вскармливания. Психология здесь так же значима, как и физиология.

Можно ли кормить ребенка грудью, смотря при этом телевизор? Можно ли кормить ребенка, будучи рассерженной или утомленной? Конечно, реальность жизни многие «нет» оборачивает в деликатные «возможно», но только не в отношении грудного вскармливания.

Как настроение малыша отражается на кормлении

Один ребенок отказывается от груди или берет ее неохотно, лениво, отвлекаясь, - скорее играет, чем сосет. Другой ведет себя агрессивно, кусает грудь, беспокоен, как будто молоко горькое. Мать такого ребенка нередко замечает у него злой плач, порывистость движений у груди, он быстро устает при кормлении, теряет интерес к нему. Начинаются переживания родителей, связанные с плохим аппетитом ребенка. Срыгивания, рвоты, отказ от пищи изматывают родителей малыша.

Таким образом, мама должна не только знать, как именно нужно кормить, но и по тому, как именно прикладывается ребенок к груди, определять его эмоциональное состояние.

Психологами и врачами было проведено специальное исследование, которое показало, что эмоциональное состояние кормящей мамы имеет такое же значение, как и правильное питание, уход за грудью. Более того, даже если у женщины недостаточно молока, то ее теплые и глубокие эмоции по отношению к младенцу способны компенсировать эту ситуацию.

Рекомендации для кормящих мам

Чтобы избежать ошибок при кормлении ребенка грудью, маме желательно соблюдать следующие рекомендации.

В процессе кормления ребенка грудью важно стабильное позитивное эмоциональное состояние кормящей мамы. Если вы перенесли небольшой стресс, не стремитесь кормить ребенка сразу же. Отдохните некоторое время, настройтесь на кормление.

Полностью вовлекитесь в процесс кормления грудью. Во время кормления не желательно смотреть телевизор, слушать динамичную и агрессивную музыку, разговаривать о вещах, не имеющих отношения к ребенку. Наблюдайте за тем, как ребенок сосет, каков его плач, когда он голоден. Смотрите на ребенка, когда он кормится грудью, не отвлекаясь: время от времени он может заглядывать вам в глаза. Отвечайте ему одобрением и улыбкой.

В настоящее время реакцию улыбки считают врожденной и универсальной. Рефлекторные движения лица, напоминающие улыбку, могут быть и во время сна. Такого рода движения лица впервые появляются от 2 до 12 часов после рождения.

Почему смех положительно влияет на маму и ребенка?

Собственно улыбка вызывается в первую неделю жизни рядом звуков, в том числе и человеческим голосом. Мы уже знаем, что широкая ясная улыбка младенца возникает примерно на третьей неделе в ответ на высоко поставленный голос взрослого. На пятой неделе сам по себе голос взрослого утрачивает способность вызывать улыбку, и младенец реагирует на него уже звуковым ответом. К пятой неделе улыбку вызывает и ряд зрительных стимулов, в том числе и разные человеческие лица. На втором-третьем месяце ребенок начинает улыбаться самопроизвольно. Наиболее эффективным стимулом для вызова улыбки остается человеческое лицо. Между вторым и пятым месяцем улыбка младенца вызывается практически любым человеческим лицом. Примерно на четвертом-пятом месяце младенец начинает выделять лицо матери среди других и после этого уже не склонен улыбаться другим, чужим людям.

Итак, мы видим, что улыбка проходит свой путь развития, первый этап которого связан с появлением внутренней спонтанной улыбки, носящей врожденный характер. Такая улыбка может наблюдаться во время сна, в том числе и в парадоксальной его стадии. Второй этап - это социальная улыбка, обращенная к взрослому вообще, а третий - это появление избирательной улыбки. Как диагностировать тот или иной вид улыбки?

Три вида улыбки у ребенка

Некоторые авторы выделяют три вида улыбки: «кармашек», «лодочка» и «полумесяц». Первая отмечается постоянно на протяжении всего периода младенчества и составляет 55-60 процентов случаев. Вторая, возникая с рождения, имеет тенденцию к спаду со второго полугодия жизни. Третья, напротив, отсутствует в первом полугодии, а к концу первого года жизни составляет более 30 процентов от общего числа. Таким образом, улыбка ребенка становится все более дифференцированной по форме, что облегчает процесс общения ребенка с матерью и другими взрослыми.

О развитии смеха. Выше уже говорилось о времени появления первого смеха. Есть данные о том, что ребенок отвечает смехом на игру с ним уже в пятинедельном возрасте. Установлено, что разные раздражители вызывают смех в разных возрастах. Например, тактильные стимулы вызывают смех в шесть с половиной месяцев, слуховые - в семь месяцев, социальные - в восемь, а зрительные - в десять с половиной. Таким образом, подтверждается гипотеза о связи моторного развития ребенка с развитием смеха.